— Во-первых, это малый вес материала, — ответил он. — Во-вторых, достаточная прочность на сжатие при постоянной и переменной нагрузке. В-третьих, стабильность характеристик с течением времени. В-четвертых, высокая технологичность, т.е. скорость производства и укладки. И в-пятых, долговечность.
Очень важно, что в производстве ППС не применяется фреон, который оказывает вредное влияние на окружающую среду.
Пенополистирол — экологически чистый материал, демонстрирующий высокую устойчивость при контакте с различными агрессивными средами: известью, солевыми растворами, цементом, щелочами, ангидридом, спиртами, силиконовыми маслами, водорастворимыми красками и клеями. К тому же он может в течение непродолжительного времени выдерживать температуру до +110°С — например, при покрытии слоем горячего битума.
Все это позволяет назвать пенополистирол идеальным строительным материалом.
К недостаткам же ППС, как, впрочем, и любого полимерного материала, можно отнести относительно высокую стоимость по сравнению со стандартными инертными материалами. Однако она с легкостью компенсируется высокой технологичностью самого материала.
Основная функция ППС в дорожном строительстве — снижение нагрузки на основание в насыпях. При его использовании отпадает необходимость в проведении усиления несущей способности основания искусственных сооружений. При этом достигается ряд целей: корректируется геометрия дороги, соблюдаются нормативы по уклонам, высоте, снегозаносимости, а также выравнивается рельеф местности.
Кроме того, привычный способ возведения дорожных насыпей требует бурения под установку бетонных опорных колонн, а это — несколько месяцев интенсивной работы. Использование ППС в корне меняет технологию, ускоряет процесс строительства дорожных насыпей.
Таким образом, применение ППС позволяет уйти от дорогостоящих и трудозатратных работ, сократить сроки возведения строительства, например, подходов к мосту (с 6 месяцев до одного), увеличить долговечность дорог и снизить затраты на 20—40%.
Впервые полистирол в России использовался при строительстве участка путепровода, пересекающего железную дорогу Санкт-Петербург — Москва.
— В нашей стране традиционно любят строить дороги в ненастную погоду, когда льют дожди или идет снег. И это, конечно же, влияет на качество строительства. Через год, глядишь, дорога уже «разухабилась», и по ней невозможно ни пройти, ни проехать. Меняет ли каким-то образом картину в лучшую сторону использование пенополистирола?
— Эффект, который Вы описываете, в большей степени относится к самому дорожному полотну, его покрытию. Полистирол же не требователен к погодным условиям и позволяет укладывать его в любую погоду без потери качества — разумеется, при условии соблюдения проектного решения.
В России только 15% федеральных автомобильных дорог соответствуют действующим стандартам, остальные 85% нуждаются в реконструкции или ремонте. Изменить ситуацию обязана недавно принятая «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года».
К слову, в мире пенополистирол давно используется в районах со слабым грунтом, болотистостью и сейсмической неустойчивостью. Замена части существующей насыпи блоками из пенополистирола — надежное и эффективное решение для уменьшения уплотнений насыпей на сжимаемых грунтах, снижения нагрузки на основание насыпи при строительстве на слабых грунтах. Незаменим этот материал и при строительстве дорог в условиях вечной мерзлоты. Все эти факторы встречаются и в России, которой нужны качественные и долговечные дороги.
Поэтому я считаю, что у применения пенополистирола в отечественном дорожном строительстве отличные перспективы.
За последние годы в России появилось несколько крупных производителей ППС. Эти предприятия имеют отличное оборудование известных австрийских и немецких компаний, используют высококлассное сырье и передовые технологии по выпуску ППС. Они ведут постоянную работу по популяризации и внедрению пенополистирола в строительстве.
— Объемы производства и применения полистирола растут быстрыми темпами, и не только в Скандинавских странах, но и в Италии, Франции, Испании, Японии, Индии, Китае и Тайване. Какие значимые объекты были построены с использованием этого материала?
— Один из самых масштабных и знаменитых проектов, где в дорожном строительстве были использованы пенополистирольные блоки, — это I-15 в Солт-Лейк Сити, штат Юта, США.
Строительные работы были приурочены к Зимним Олимпийским Играм 2002 года и велись с 1997 по 2001 год на общей площади более 27 км. Именно пенополистирол помог значительно расширить транспортную инфраструктуру города. Были возведены новые мосты, построены новые и расширены существующие дороги, готовые к приезду сотен тысяч зрителей.
Востребованность технологии в крупных европейских городах подтверждает, например, проект реконструкции столицы Норвегии. Исторический центр Осло, район Бьорвик, некогда плотно застроенный фабриками и заводами, сегодня активно реконструируется, превращаясь в современную и комфортную территорию с рекреационными зонами, новыми жилыми домами и дорожными магистралями.
Особенности почвы и грунта на этом прибрежном участке (близкое расположение грунтовых вод и обилие неровной каменной породы в основании) потребовали неординарного проектного решения. Им стало сплошное свайное поле с комбинацией винтовых стальных и бетонных забивных свай, объединенное общей монолитной железобетонной плитой.
Оптимальным решением при устройстве набережной и новой трассы стало применение вспененного полистирола — материала традиционного для норвежской строительной практики. Благодаря использованию ППС этот район города преображается на глазах, освобождая пространство от плотного дорожного движения и бывших производственных комплексов.
— В нашей стране пенополистирол применяется крайне мало. Кто должен выступить катализатором процесса активизации применения этого материала в строительстве?
— Думаю, что инициатива должна исходить как со стороны государственных органов как основного заказчика, так и со стороны проектировщиков, использующих в своих проектах все современные достижения науки.
Заинтересованы в этой технологии и строители, всегда стремящиеся выполнить работы в минимальные сроки и сэкономить бюджетные средства.
В завершение напомню, что Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев неоднократно заявлял о том, что региональным властям следует наращивать долю отечественных строительных материалов. По его словам, в этой работе следует не только концентрироваться на привычных материалах, но и обращать внимание на современные, такие как полистирол.